Бухгалтерские услуги

Москва, Волгоградский пр-кт, д. 32, корп. 25

Пн-Пт 9.00-18.00

+ 7 (495) 123-39-69

+ 7 (499) 343-62-71

+ 7 (499) 343-62-72

Обратный звонок

Главная — Статьи — 

Заказ звонка

Нажимая кнопку «Отправить», вы подтверждаете, что ознакомлены и согласны с условиями Соглашения о пользовании системой.

Ведение бухучета в кафе

Оглавление:

Бухучет в кафе имеет ряд нюансов, которые отличают его от прочих видов деятельности, например особенности калькуляции продукции и дополнительные первичные документы.

Для ведения бухучета в кафе необходимы специфические формы документов:

  • Калькуляционная карточка (ОП-1) ― основной документ, в котором прописывается продажная цена блюда и на основании которого в дальнейшем будут оформляться бумаги, отражающие реализацию продукции. Карточку нужно заводить на каждое изделие. В расчете учитывают стоимость ингредиентов на 100 блюд. Сюда же указывают все изменения в стоимости. Утверждается директором кафе.
  • План-меню (ОП-2) ― перечень блюд, продуктов для их приготовления, который накануне составляется шеф-поваром.
  • Накладная на отпуск товара из кладовой (ОП-4) ― по этому документу выдаются продукты для приготовления блюд и для подразделений кафе (кухня, буфет, бар и т. п.). Должна быть в двух экземплярах.
  • Акт на бой или утрату посуды и приборов (ОП-8) — должен быть составлен комиссией в двух экземплярах: для бухгалтерии и для материально ответственного лица.
  • Акт о реализации и отпуске изделия с кухни (ОП-10) ― должен быть составлен на основе кассовых документов. В документе реализованные блюда группируются по видам.
  • Отчет о движении продуктов и тары на кухне (ОП-14) ― документ фиксирует поступление и расход продуктов и тары. Заполняется на основании документов склада, накладных поставщиков, а также актов реализации.
  • Заказ-счет (ОП-20) ― документ расчета, отражающий наименование блюда и его итоговую стоимость. Эта форма необходима для получения денег от клиента при предварительном заказе банкетов, торжеств и других мероприятий. На основе этого документа вносится аванс и окончательная сумма расчета.
  • Дневной заборный лист (рис.) ― необходим в случае, когда отпускаются кулинарные изделия в буфеты или удаленные раздаточные или мелкорозничную сеть. Документ нужно оформлять каждый день в двух экземплярах.

Кассовые операции

Бухучет в кафе подразумевает ведение кассы на основе норм законодательства. Включает определение остатка денежных средств на конец рабочего дня, заполнение кассовой книги, а также журналов кассиров.

Бухучет в кафе предполагает работу с чеками и отслеживание денежных средств, которые были переведены на счет предприятия с банковских карт.

Основные счета при бухучете кафе

При бухучете в кафе обычно используют три основных счета: 20, 41 и 44.

Счет производственных затрат 20 может накапливать издержки. По факту он формирует себестоимость продукции.

Счет «Товары на складах» 41 необходим для оприходования продуктов от поставщиков и учета готовых блюд.

Счет 44 накапливает расходы на содержание кафе, по заработной плате персонала, аренде и т. д.

Бухгалтерский учет в кафе предполагает расчет доходов и расходов, из которых складывается налогообложение.

Что бухгалтер должен учесть в ЕНВД

При регистрации организации по оказанию услуг в области общественного питания необходимо выбрать систему налогообложения: основную, УСН или ЕНВД. От этого зависит налоговая нагрузка. Для ведения бухгалтерского, налогового учета, расчета зарплаты необходимо использоваться учетную бухгалтерскую программу.

ЕНВД рассчитывают в зависимости от площади зала (указана в паспорте БТИ), а патент — в зависимости от вида деятельности. Показатели не будут зависеть от доходов.

Применение системы ЕНВД удобно для бухгалтера: нет необходимости применять усложненный учет по НДС.

Особенности учета в производстве

Сырье, которое выделено в производство для приготовления блюд, фиксируют в проводках Дт 20 Кт 10 и списывают с проводки Кт 20 в Дт 90. Себестоимость продуктов в готовом блюде рассчитывается обычно в несколько этапов с учетом стоимости полуфабрикатов.

Особенности бухучета при ЕНВД

На основании ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации», бухгалтерский учет проводится методом начисления. Но малым предпринимателям разрешается применять кассовый метод. Он предполагает, что расходы и доходы учитывают только после их оплаты.

Согласно данным Минфина от 19.07.2011 № ПЗ-3/2010 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства», план счетов можно использовать в сокращенном виде. План в сокращенном виде объединяет некоторые счета в общий. Например, в счете 20 можно объединить счета 23, 25, 26, 28, 29. А в счете 76 ― счета 62, 71, 73, 75 и 79.

Отчет о финансовых показателях по ЕНВД включает:

  • выручку (информация о доходах по обычным видам деятельности);
  • расходы: себестоимость продаж, коммерческие и управленческие расходы;
  • проценты к уплате: сумма процентов по кредитам (если они есть);
  • другие доходы (на основе счета о внереализационных доходах);
  • другие расходы (внереализационные расходы фирмы, не учитывая проценты к уплате);
  • налоги на прибыль (сумма начисленного ЕНВД).

Проведение, поступление и списания товара

Учет товаров в кафе делается в бухгалтерских проводках.

Нужно ли отражать в проводках операции по каждому товару?

Лучше, если бухгалтер будет вести один суммовой учет, который отражает операции по всем товарам. Такой учет рекомендовано вести с помощью программы БЭК-офис.

Продукты, которые покупаются для перепродажи в розницу и которые не подлежат переработке (например, алкоголь, сигареты и другие готовые товары), в бухучете фиксируются (п. 13 ПБУ 5/01):

  • по фактической себестоимости (на счете 41);
  • по продажным ценам (применяя счет 42 «Торговая наценка»).

На счете 10 фиксируются данные по инвентарю и хозяйственным принадлежностям.

Необходимо ли использовать счет 42?

Товары, закупленные у поставщиков, поступают на склад, а потом в кафе.

Торговым организациям разрешено учитывать закупленные товары по продажной стоимости, которая включает цену приобретения и торговую наценку. Кроме торговой наценки, продажная стоимость должна также содержать соответствующую ставку НДС, в соответствии с пп. 4.1 п. 4 Методики учета сырья, товаров и производства в предприятиях массового питания различных форм собственности, утвержденной Роскомторгом 12.08.1994 № 1-1098/32-2.

Можно делать проводки двумя методами:

  1. С применением счета 42 «Торговая наценка». Кафе устанавливает единую наценку для товаров, которые будут задействованы в приготовлении блюд. Поскольку стоимость товаров различается, лучше прописывать торговую наценку при отпуске продукции со склада по каждому товару. Используя счет 42, себестоимость проданных товаров равна размеру выручки от их реализации. Однако, формируя результаты по финансам от операций по продаже, все равно нужно устанавливать фактическую себестоимость товаров.
  2. Без применения счета 42 «Торговая наценка». Оправданно в случае, когда стоимость готового блюда формируется с учетом цен приобретения товара (метод калькуляции). При этом торговая наценка будет добавлена не к стоимости товара, а к стоимости готового блюда.

2017-08-09_18-58-21.png

рис. 1. Схема проводок с использованием счета 42

2017-08-09_19-00-52.png

рис. 2. Схема проводок без использования счета 42

Списание расходов

При учете расходов фиксировать данные по готовой продукции можно двумя способами: либо по нормативной (плановой), либо по фактической себестоимости. При нормативной себестоимости все расходы по производству продукции списывают в дебет 43 с кредита 20 счета ежемесячно. Счет 40 есть смысл использовать в случае, если необходимо оценить отклонение нормативной себестоимости от фактической.

Какие документы нужно оформлять дополнительно

Помимо ведения основных документов, нужно оформлять также и дополнительные бумаги.

Почти в каждом современном кафе производится торговля алкоголем. Для этого у заведения должна быть лицензия на розничную продажу алкогольной продукции. Ее выдают в администрации того субъекта, где находится кафе. Для ее получения необходимо собрать следующие документы:

  • заявление;
  • оригиналы и копии учредительных документов;
  • копия свидетельства о регистрации юридического лица;
  • копия ИНН;
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • документ, подтверждающий оплату уставного капитала;
  • документ о праве собственности или договор аренды.
  • Лицензия выдается на срок не более 5 лет. Размер госпошлины составляет 65 000 руб. в год.


Возврат к списку